?

Log in

No account? Create an account

Первое русское фотосообщество

Previous Entry Share Next Entry
Загадки калибровочной закладки
Жесткий профиль
battyroy wrote in ru_foto
Как и многие, я снимаю в RAW. Как и многие, для конверсии из RAW я использую Adobe Lightroom, а следовательно движок Adobe Camera Raw. Я не знаю, как многие, но некоторые наверняка замечали то, что ACR врет по цветам; особенно это заметно для оранжевого. Многим на это, вероятно, наплевать, но остальным будет, может быть, интересно прочитать, как с этим можно бороться, и какие подводные камни ожидают нас на этом пути.


Строго говоря, большинство RAW-конвертеров не калибруются. Алгоритмы преобразования в них работают, предполагая, что фильтры на микролинзах сенсора имеют стандартные спектральные характеристики пропускания. Это совершенно неправильно - разные производители понимают "красный цвет", к примеру, совершенно по-разному. Даже разные модели сенсоров от одного и того же производителя дают разные результаты.

Фирменный софт - такой как Canon Digital Photo Professional - обычно куда лучше осведомлен о том, как именно воспринимает цвет сенсор конкретной модели. Проблема только в том, что этим софтом частенько ну никак невозможно пользоваться из-за ужасных интерфейсов. Да и "фирменный" результат тоже далек от идеала.

Сторонний софт, такой как CaptureOne, ACR/Lightroom и прочие Raw Shooterы использует подход либо усредненный, либо кое-как адаптированный. Но в процесс отображения цветов вмешаться в большинстве случаев все равно нельзя. Например, CaptureOne пользуется ICM-профилями для различных моделей камер. Построить такой профиль самостоятельно довольно сложно, а движок цветовых преобразований оставляет желать лучшего. В RawShooter'e влезть в эту кухню вообще невозможно технически, ибо используются цветовые профили проприетарного формата. Ситуацию улучшает установка ColorEngine, но это всего лишь набор референсных высококачественных профилей, который последнее время не обновляется. Так что это тоже полумеры.

Движок преобразований ACR имеет теоретически возможность настройки цветовых преобразований. Закладочка Camera Calibration состоит из 3-х комплектов настройки оттенков/насыщенности по примарным цветам. Честно сказать, инструмент для подлинной калибровки недостаточный, ибо для корректной настройки требуется иметь тонкий контроль над кривыми для каждого цвета. Но по крайней мере мы имеем какую-то возможность вмешаться в процесс. В других конвертерах не предусмотрено и такого.

Настройки по умолчанию в ACR выстроены, надо сказать, довольно разумно. Приоритет в преобразованиях отдается детализации, серьезно усиливается зеленый канал. При этом отображение ярких красных и глубоких синих тонов становится практически невозможным: красные оттенки приобретают выраженный уклон в оранжевый, а синие становятся бледными и голубоватыми. Зато максимально сохраняется детализация, что в некоторых случаях важнее, чем корректный цвет. При этом очень сильно страдают цвета, характерные для человеческой кожи, да и отображение кожи в принципе. Детализация всех пор и морщинок обычно не нужна, а вот оранжевый оттенок сильно раздражает.

Строго говоря, каждую камеру надо калибровать индивидуально. Но на практике различия цветовых характеристик в серийных сенсорах одной модели минимальны, и вообще все сенсоры от одного производителя обычно используют микролинзы одной и той же спектральной характеристики. Так что данные по калибровке вполне допустимо использовать на всех камерах аналогичной модели, и, с некоторыми оговорками, на всех камерах одного и того же производителя.

Хватит теории, начнем, пожалуй. Калибровал я камеру Canon EOS-40D. Разные объективы могут давать цветовой оттенок, но приличные обычно вполне нейтральны. В процессе калибровки использовался объектив EF 24-105 f/4L, довольно уважаемый, с относительно нейтральной цветовой характеристикой, хотя и немного "теплит", как и почти все "элки".

Для калибровки нам понадобится референсная цветовая карточка Gretag Macbeth Color Checker, Mini Color Checker, или Color Checker SG. Стоят такие карточки от 100 уёв, так что использование чужих результатов калибровки может помочь вам сэкономить. ;) Еще понадобится скрипт для Photoshop, такой как скрипт Томаса Форса (http://www.fors.net/chromoholics/), или Рэга Гарднера (http://www.rags-int-inc.com/PhotoTechStuff/ColorCalibration/). Последний скрипт написан более грамотно, учитывая все цвета, в то время, как скрипт Форса учитывает только ключевые.

Переходя сразу к результатам (никому не интересен сам процесс калибровки, который подробно описан в инструкциях к скриптам), получаем следующее:

Для снимка, сделанного в помещении, со вспышкой, цветовая температура 5200К (замеренная по нейтральному серому):

Параметр ACR ~ Значение (Форс) ~ Значение (Гарднер)
Shadow tint ~ +1 ~ 0 ~
Red hue ~ -18 ~ -14 ~
Red sat. ~ +32 ~ +31 ~
Green hue ~ -21 ~ -13 ~
Gree sat. ~ +14 ~ -9 ~
Blue hue ~ +11 ~ +3 ~
Blue sat. ~ +24 ~ 0 ~

Для иллюстрации - композитное изображение, где вверху-слева оригинальные цвета ACR, а внизу-справа - они же после калибровки:



Для сравнения можно посмотреть на сравнение с результатом Digital Photo Professional. Снизу-справа - калиброванный выход ACR:



Аналогичные результаты для дневного освещения, цветовая температура 4300К (замеренная):

Параметр ACR ~ Значение (Форс) ~ Значение (Гарднер)
Shadow tint ~ 0 ~ 0 ~
Red hue ~ -16 ~ -9 ~
Red sat. ~ +30 ~ +27 ~
Green hue ~ -21 ~ -11 ~
Gree sat. ~ +22 ~ -9 ~
Blue hue ~ +13 ~ +5 ~
Blue sat. ~ -25 ~ -6 ~

Наконец, результаты для ламп накаливания, замеренная цветовая температура 2400К:

Параметр ACR ~ Значение (Форс)
Shadow tint ~ 0
Red hue ~ +7
Red sat. ~ +26
Green hue ~ -40
Gree sat. ~ +47
Blue hue ~ +9
Blue sat. ~ -29

Скрипт Гарднера с последними условиями освещения не справился, они сильно отличны от рекомендованных.

Как использовать эти данные? Очень просто. Вводим эти значения в соответствующее место ACR, или Lightroom, и наслаждаемся (относительно) корректной цветопередачей. Имеет смысл сохранить несколько пресетов, переключаясь между ними в зависимости от условий освещения. Для большинства условий наилучшие результаты дает использование значений для дневного света скрипта Гарднера. Но для ламп накаливания они совершенно непригодны, так что воспользуйтесь соответствующими настройками от скрипта Форса.

Полученные данные должны работать с сенсорами камер серии Canon EOS. Несмотря на то, что калибровка проводилась на EOS-40D, для 5D, 10D, 20D, 30D, 350D, 400D все должно работать как есть. Для серий EOS-1 результаты предсказать не берусь.

Следует упомянуть и о подводных камнях корректной цветопередачи. Как говорилось выше, настройки ACR по умолчанию уделяют особое внимание деталям, наплевательски относяс к корректному цвету. Человеческий глаз наиболее чувствителен к яркостной компоненте, а наибольшее количество яркостной компоненты живет в зеленом канале. Когда информация уходит из зеленого канала, цвет становится правильным, но детали могут исчезать (этот эффект кажущийся - детали остаются, но в тех каналах, к которым глаз чувствителен куда меньше). Получается вот что (справа калиброванный выход):



Зеленый канал здесь выглядит так:



Видно, что деталей в нем почти не осталось, хотя цвет куртки перестал быть противоестественно оранжевым. Так что, если детали нужно сохранить, многие сразу стремятся отключить калибровку. Делать этого не следует - лучше тонко подстроить отображение проблемного канала в закладке Hue/Saturation/Lightness. Детали таким образом вернутся, а цвет останется куда ближе к исходному.

Надеюсь, информация окажется полезной.


  • 1
И к чему столько сложностей?))) Не проще ли использовать родной конвертор?)))

Родной врет ничуть не меньше. Только по-другому.


очень интересно,
тэнкс

очень интересно, хотя, боюсь, моего терпения не хватит.

  • 1